ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА ВБЛИЗИ ГОРОДА ЧИТЫ  «ЕДИНСТВО ВЕЛИКИХ РЕК МИРА»

© Пётр Викторович Матафонов, 2016

 О некоторых проблемах развития туризма в окрестностях города Читы

Город Чита вряд ли может похвастаться обилием экскурсионных туристических маршрутов, при этом в окрестностях города для развития экскурсионного туризма есть немало интересных объектов.

В 2014 году мне посчастливилось вести экскурсию через Ивано-Арахлейские озера и село Сохондо с возвращением в г. Читу по федеральной автотрассе «Чита – Иркутск». Маршрут насыщен интересными объектами, о которых можно рассказывать практически не останавливаясь. В тоже время нужно отметить большую протяженность маршрута – 220 км, а также значительную долю в нем грунтовых дорог и наличие участков, проезд по которым  возможен не всегда. В связи с полученным опытом у меня появилась мечта об экскурсиях на комфортабельных автобусах по современной автомобильной дороге от Читы прямо к озеру Арахлей и далее по одному из  кольцевых маршрутов либо мимо оз. Тасей, либо в противоположном направлении мимо оз. Иргень. Уверенность в том, что Чите нужен удобный кольцевой экскурсионный туристический маршрут к Ивано-Арахлейским озерам, со временем только укрепилась.

На пути развития экскурсионного туризма в районе Ивано-Арахлейских озер помимо состояния дорог имеется и такое препятствие, как перегруженность дороги «Чита – Беклемишево» в «бархатный» сезон. Очевидно, что в летний сезон дорога «Чита – Беклемишево», а также дороги северной части г. Чита не справляются с потоком желающих побывать на Ивано-Арахлейских озерах. Наверное многие, кто ездил на Арахлейские озера летом, бывали в многокилометровых пробках, начинающихся уже на выезде из г. Чита. В моменты массового проезда туристов по дорогам этого направления затруднено движение и других читинцев. Ситуация может улучшиться только в случае расширения существующей дороги, однако проблемные участки дороги как, например, в Солнечном или Биофабрике скорее всего будут осложнять движение еще очень долгое время.

Предлагаемое решение

Оптимальным решением, как в целях развития туризма, так и улучшения транспортного сообщения между Читой и Ивано-Арахлейскими озерами является, на мой взгляд, строительство автомобильной дороги от федеральной автотрассы «Чита – Иркутск» вдоль реки Кадалинка и Грязнуха к селам Арахлей и Преображенка на озере Арахлей. Такая дорога  прошла бы по наименьшему пути от г. Чита к озерам Арахлей и Шакшинское. Важно, что предлагаемая дорога не только существенно сокращает расстояние до озер, но и является весьма перспективной в отношении экскурсионного туризма, т.к. пролегает через ряд интересных объектов.

Территория проекта

Подробное описание территории проекта приведено в эскизном проекте «Великие реки Мира» (© П.В. Матафонов, 2015 г.) и пояснительной записке к нему (© П.В. Матафонов, 2015 г.). Основная часть территории находится между г. Чита и оз. Арахлей. Территория включает участок в нижней части долины реки Жерейка, реку Кадалинка вместе с ее водосбором выше федеральной автотрассы, Водораздельную гору (гора Палласа) с ее окрестностями на Яблоновом хребте, реки Кадала и Грязнуха (Шаборта) вместе с их водосборами, юго-восточное побережье озера Арахлей, отдельные участки в селах Арахлей и Преображенка.

Объекты для развития туризма на территории проекта

Основные объекты для развития туризма на проектной территории.

  1. «Красная горка» – познавательный в отношении истории развития Земли, а также значимый в мировых масштабах палеонтологический объект, где можно увидеть отпечатки уникально разнообразной древнейшей флоры и фауны. Эти отпечатки иллюстрируют флору и фауну озера и прибрежного леса конца юрского периода мезозойской эры (150-140 млн. лет назад). Открытие «Красной Горки»  связано с именем доктора геолого-минералогических наук Софьи Михайловны Синицы.
  2. Скалы «Дворцы» – живописное место, очень популярно у читинцев, в частности у спортивных туристов и скалолазов.
  3. Водораздельная гора (гора Палласа) – уникальный в мировых масштабах объект, где сопряжены (стыкуются) водосборные бассейны сразу трех великих рек мира (Енисей, Лена и Амур), входящих в десятку длиннейших в мире. Гора относится к Главному водоразделу Земли (Мировому водоразделу), т.к. на ней стыкуются водосборные бассейны Тихого и Северного Ледовитого океанов. Гора приобретает все большую популярность. Открытие этого объекта связано с именем учителя географии Тимура Ухиновича Жалсарайна из села Кусочи.
  4. Озеро Арахлей - самое популярное место отдыха забайкальцев. Озеро стало популярно благодаря чистой воде, песчаным пляжам, рыбалке, относительно дикой природе и близости к нему столицы Забайкальского края.
  5. Село Арахлей примечательно тем, что в нем  во многом стараниями учителей сельской школы, в частности Елены Дамбиевны Будаевой, сохранены и развиваются народные промыслы, изготавливается сувенирная продукция. Со своими поделками школьники участвуют в региональных и всероссийских конкурсах, занимая призовые места.
  6.  Научный стационар Института природных ресурсов, экологии и криологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИПРЭК СО РАН, ранее – ЧИПР СО РАН) – центр научных исследований Ивано-Арахлейских озер. С 60-х годов прошлого века на стационаре изучается динамика структурно-функциональной организации экосистем озер и их продуктивности в условиях резко континентального климата, законы распространения радиоволн в ледяных покровах,  палеоклиматические записи в донных осадках и многое другое. Сотрудниками ИПРЭК СО РАН сделано многое для изучения и охраны уникальной природы территории Ивано-Арахлейских озер. Результаты исследований опубликованы в ряде научных статей и монографий, например в изданной в 2013 г. монографии «Ивано-Арахлейские озера на рубеже веков: состояние и динамика». Часть результатов вошла в обобщающие работы российских и зарубежных исследователей озер. ИПРЭК СО РАН участвовал в создании Ивано-Арахлейского заказника. В целом, Институт природных ресурсов обладает уникальным исследовательским коллективом и накопленными материалами. Создание научного стационара на озере Арахлей связано с именем Бориса Антоновича Шишкина – гидробиолога, кандидата биологических наук, первого руководителя Забайкальской комплексной экспедиции Лимнологического института СО РАН.

Указанные объекты, за исключением связки «скалы Дворцы – Водораздельная гора – оз. Арахлей», рассматриваются изолированно друг от друга – я предлагаю объединить их в настоящем проекте в качестве ядер комплексов туристических объектов и проектируемого туристического маршрута. Отмечу, что «Красная горка», скалы «Дворцы» и гора Палласа по причине своей уникальности стали охраняемыми объектами – урочищами и государственными памятниками природы, а оз. Арахлей – одним из основных объектов Ивано-Арахлейского природного парка.

Из всех указанных объектов особого внимания заслуживает гора Палласа, т.к. ее особенности определяют основную идею и стиль настоящего проекта.

Представление о том, что Забайкалье находится на Главном водоразделе Земли, стыке водосборных бассейнов Тихого и Северного Ледовитого океанов, а также величайших рек мира Енисей, Лена и Амур начало развиваться Т.У. Жалсарайном. Его исследование было поддержано Забайкальским отделением Русского географического общества (ЗОРГО). Позже, самым активным популяризатором географических знаний о стыке водосборных бассейнов на горе Палласа стал забайкальский краевед, председатель ЗОРГО с 2000 по 2010 г., - Юрий Тимофеевич Руденко. Повышенное внимание к сопряжению водосборных бассейнов рек Енисей, Лены и Амура на Водораздельной горе обусловлено также движением Константина Олеговича Шлямова «Великий Исток». В настоящем проекте я хочу отметить только, что общими усилиями популярность этого места достигла высокого уровня, о чем можно судить по предложению вице премьера Забайкальского края А.И. Шеметова развивать туристический кластер Забайкальского края вокруг идеи Мирового водораздела.

Несмотря на повышенное внимание значение стыка водосборных бассейнов рек Енисей, Лена и Амур все же недооценивается. Чаще всего этот факт преподносится как место стыка водосборных бассейнов, и лишь специалисты связывают с ним такие особенности Забайкалья, как взаимопроникновение разнородных воздушных масс, природных комплексов, биот, народов и т.д. Доктор геолого-минералогических наук О.А. Вотах говорил о влиянии системы Центрально-Азиатского водораздела на состояние окружающей среды во всей экологической системе Земля.

Для настоящего проекта важен сам факт стыка водосборных бассейнов рек Енисей, Лена и Амур, а также его положение на трансекте перспективных туристических объектов.

Центральная идея проекта

Вслед за Юрием Тимофеевичем Руденко, я призываю рассматривать место сопряжения водосборных бассейнов рек не как разделяющее, а именно как место сопряжения, соединения, стыка водосборных бассейнов трех крупнейших рек мира на Главном водоразделе Земли.

В географический факт сопряжения водосборных бассейнов рек Енисей, Лена и Амур мной внесены элементы художественного вымысла. В созданной «Легенде о том, как Енисей, Лена и Амур стали Великими реками Мира» (© П.В. Матафонов, 2015 г.) дана новая художественная интерпретация географического факта сопряжения водосборных бассейнов рек Енисей, Лена и Амур. В частности, введены очеловеченные художественные образы (персонажи) рек Енисей (в легенде - мужчина) и Лена (в легенде - женщина),  а также общеизвестный образ мифического бога любви Амура - к реке Амур. Созданные образы относятся к указанным рекам вместе с их водосборными бассейнами, включая притоки, озера и подземный водный сток. Место сопряжения водосборных бассейнов рек Енисей, Лена и Амур представлено в легенде как место встречи трех указанных персонажей.

Использование в легенде образа мифического бога любви применительно к реке Амур основано на совпадении названия реки Амур с именем мифического бога любви. В этой связи отмечу тот факт, что согласно результатам исследования проведенного в рамках подготовки книги «Бассейн реки Амур в вопросах и ответах», 40% юных забайкальцев ассоциируют слово «Амур» с рекой Амур, а еще 38% из-за случайного совпадения названий – с мифическим богом любви Амуром.

Предложенную идею, в совокупности с самим географическим фактом сопряжения водосборных бассейнов трех крупнейших рек, рассматриваю в качестве центральной в развитии туризма на проектируемой территории между г. Чита и оз. Арахлей.

Енисей, Лена и Амур в качестве нового брэнда Забайкальского края

Уникальность забайкальского брэнда заключается в том, что нигде в мире нет больше подобного сопряжения водосборных бассейнов и интересного сочетания названий великих рек, как в случае с реками Енисей, Лена и Амур. Еще одно из уникальных достоинств забайкальского стыка водосборных бассейнов на фоне других подобных мест заключается в его очень высокой доступности.

С использованием персонажей Енисей, Лена и Амур в ситуациях, описанных в легенде и ее авторском замысле, возможно создавать производные литературные, архитектурные произведения, произведения живописи, сувенирную продукцию и т.п., распространяя в России и других странах идею единства великих рек мира, опираясь при этом на представление о Главном водоразделе Земли. Так, полагаю, уместной на Яблоновом хребте и в г. Чита будет скульптурная композиция «Великие реки Мира», состоящая из указанных персонажей. Ее можно дополнять  скульптурами Амазонки, Миссисипи, Нила и многих других рек, водосборные бассейны которых связаны с Главным водоразделом Земли. Создаваемые произведения можно украсить цветущим багульником (рододендрон) или яблоней.

К легенде мной выполнены иллюстрации, в которых созданные персонажи изображены на фоне Яблонового хребта и на фоне планеты Земля. Развивая собственный забайкальский брэнд, полагаю возможным ориентироваться на такие образцы произведений искусства, как, например, фонтан «Четырех рек» в Риме, в котором в образе людей изображены Нил, Ганг, Дунай и Ла-Плата. Другим примером может быть фонтан «Реки Сибири» в Красноярске.

Уверен, что предлагаемый брэнд, наряду с уникально сложившимися  возможностями, могут сделать окрестности г. Чита еще более привлекательными для туристов из других регионов и стран.

Внимание к водосборным бассейнам великих рек и континентальным водоразделам

В связи с высокой экологической и социальной значимостью, единством природных процессов, к водосборным бассейнам крупнейших рек обращено пристальное внимание исследователей и общественности. В этом отношении в качестве примера можно отметить обзор Carmen Revenga, Siobhan Murray,  Janet Abramovitz, Allen Hammond Watersheds of the World: ecological value and vulnerability // World Resources Institute . - Washington, D.C., U.S.A. http://www.wri.org/publication/watersheds-world

Континентальные водоразделы также привлекают к себе внимание. Так, большинство географов, геологов, метеорологов и океанологов считают  гору Triple Divide Peak гидрологической вершиной Северной Америки https://en.wikipedia.org/wiki/Continental_Divide_of_the_Americas. Этот континентальный водораздел Америки  стал туристическим объектом, однако доступ к нему затруднен в связи со сложным рельефом местности.

Главный потребитель

Проект предполагает развитие в качестве брэндового романтического и свадебного туризма. Объекты центрального (район горы Палласа) туристического комплекса проекта будут востребованы влюбленными парами и молодоженами. Отмечу, что в настоящее время романтические и свадебные туры к месту сопряжения водосборных бассейнов рек Енисей, Лена и Амур отсутствуют.

География потенциальных посетителей очень широка и не ограничивается водосборными бассейнами самих рек. Она определяется тем, что реки Енисей, Лена и Амур входят в списки крупнейших рек мира,  а также тем, что их водосборные бассейны находятся на Главном водоразделе Земли, который проходит через Европу, Азию, Африку, Северную и Южную Америки. В связи со сказанным, возможно формирование интереса к туристическим продуктам со стороны населения водосборных бассейнов таких крупнейших рек Земли, как Амазонка, Миссисипи, Енисей, Лена, Амур, Обь, Хуанхэ, Янцзы, Меконг, Нил, Конго. Кроме них с Главным водоразделом связаны водосборные бассейны таких крупных рек как Ла-Плата, Маккензи, Юкон, Инд, Волга, Шатт-эль-Араб, Меконг. Водосборные бассейны указанных рек охватывают различные страны, поэтому география потенциальных посетителей помимо российских регионов охватывает КНР, Монголию, США, Канаду, Бразилию и еще многие другие страны.

Развитие въездного туризма из других регионов России и зарубежных стран предполагает необходимость создать высокий уровень комфорта, а, следовательно, и соответствующий уровень инфраструктуры, сервиса и пиара, общий стиль всего проекта и подчиненность всех объектов проекта центральной идее.

Что нужно сделать?

В настоящем проекте дается краткое изложение моего видения размещения комплексов и их наполнения, представленного в эскизном проекте «Великие реки Мира» (© П.В. Матафонов, 2015 г.) и пояснительной записке к нему (© П.В. Матафонов, 2015 г.). Эскизный проект был  показан на одном из заседаний ЗОРГО.

Главная идея проекта определяет специфику центрального и стиль дополняющих комплексов, а также стиль и параметры обеспечивающей инфраструктуры. По проекту  центральный и дополнительные комплексы объектов должны усиливать возможности друг друга.

Окрестности горы Палласа, на мой взгляд, сами по себе достойны туристического комплекса, включая автомобильную дорогу от федеральной автотрассы. Следует признать, что в настоящее время место малопривлекательно для неподготовленных туристов в связи с крайне слабым развитием дорог. Пока нет дороги, осуществлять экскурсии и туры можно, конечно же, и экстремальным образом на подготовленных внедорожниках, квадроциклах, мотоциклах, велосипедах, конях или пешим образом. Таким видам романтики необходимо оставить место и в будущем. Если же ориентироваться на массового туриста, в том числе из других стран, окрестности горы Палласа необходимо обустраивать достойно, чтобы даже пожилым путешествующим парам было удобно сюда приехать и комфортно и безопасно отдохнуть.

В первую очередь нужна высокопропускная современная, продуманная и стилизованная под основную идею проекта автомобильная дорога протяженностью около 43 км.

Для удобства туристов требуется строительство зданий, музеев, смотровых и концертных площадок, туристических и научно-образовательных баз, пеших троп,  велосипедных и лыжных дорожек; выделение направлений для любителей бездорожья; обустройство автомобильных парковок, ледовых катков, вертолетных площадок, мусорных площадок  и т.д. В районе горы Палласа необходимы комфортабельный отель, скульптурные композиции и др. Весьма необходима и современная система утилизации бытовых отходов и сточных вод, исключающая загрязнение водоемов и их водосборных бассейнов.

Проект предусматривает необходимость сохранения и восстановления леса в водосборных бассейнах рек Кадалинка, Кадала и Грязнуха. Основная функция лесопарковой зоны – сохранение естественных функций и туристической привлекательности природной среды. В лесопарковой зоне следует предусмотреть места для семейного отдыха, прогулок, сбора грибов и ягод, релаксации, творчества художников и фотографов. Так как Кадалинский участок находится близко к городу, он рассматривается в качестве лесопарковой зоны для ежедневного отдыха читинцев. Здесь, полагаю, будут востребованы многочисленные обособленные площадки с беседками и мангалами для цивилизованного отдыха, что должно снизить вероятность возникновение пожаров в лесах из-за диких туристов.

Ряд объектов проекта находятся в непосредственной близости от федеральной автотрассы – это дает возможность организации многочисленных парковок для дальних путешественников. Проезжая по России, люди должны иметь возможность удобно заехать на Главный водораздел Земли и запомнить Забайкальский край по познавательным и увлекательным мероприятиям на месте стыка водосборных бассейнов рек Енисей, Лена и Амур.

Настоящий проект предполагает развитие современных способов передвижения, чему весьма способствует близость объектов проекта к международному аэропорту. Такая особенность позволяет организовать потенциальным посетителям возможность быстрого доступа к объектам проекта с использованием авиатранспорта из любой точки планеты. До объектов центрального комплекса от аэропорта необходима не только удобная дорога, но и возможность перелета на вертолете. Так как место сопряжения водосборных бассейнов хорошо заметно на подлете к Чите, объекты проекта должны быть заметными и привлекательными при просмотре с борта самолета.

На озере Арахлей, в его восточной части, требуется создание всесезонных баз отдыха с водными аттракционами, обустроенными пляжами, ледяными горками и катками.

В селе Арахлей хотелось бы видеть творческие мастерские, чтобы на всем маршруте туристы имели возможность приобрести сувенирную, в том числе высокотехнологичную, продукцию местного производства. В творческих мастерских для путешествующих должны быть условия для личного участия туристов в изготовлении сувенирной продукции.

Будучи по своей работе исследователем, я нередко сталкивался с ситуациями, когда во время экспедиционных выездов к нам подходят посторонние люди и интересуются проводимыми исследованиями, просят показать что-нибудь под микроскопом или рассказать о научном приборе или обитателе водоема. Интерес к научным исследованиям особенно проявляется на специальных выставках. Поддерживая и развивая этот интерес, необходимо создание на стационаре ИПРЭК современных условий для исследовательской работы,  ознакомления туристов с ее результатами и вовлечения их самих в эту деятельность. Сказанное предполагает подготовку кадров, строительство на стационаре нового здания и подсобных помещений, оснащенных современными рабочими местами, а также выставочным и презентационным оборудованием.

Основная деятельность научного стационара ИПРЭК СО РАН по настоящему проекту может быть направлена на поддержание постоянного внимания туристов к познавательным туристическим продуктам о территории проекта. Это возможно в результате исследовательской деятельности, нацеленной на получение новых уникальных знаний о природе района Ивано-Арахлейских озер, а также общих законах функционирования природы. Кроме того, используя стационар, научные работники ИПРЭК СО РАН могут проводить оценку состояния природы территории Ивано-Арахлейских озер, разрабатывать рекомендации по оптимальному природопользованию и принимать участие в экспертизе проектов освоения природного потенциала Ивано-Арахлейских озер, подготавливать кадры (экскурсоводов, гидов, учителей, преподавателей и т.д.) или повышать их квалификацию, участвовать в адаптации накопленных в публикациях научных результатов под туристов и др.

Во всех указанных видах деятельности предполагаю тесное сотрудничество ИПРЭК СО РАН с ЗОРГО, Ивано-Арахлейским природным парком, другими исследовательскими, природоохранными и образовательными организациями.

Основные ожидаемые результаты проекта

1. Востребованная в регулярном транспортном сообщении современная высокопропускная автомобильная дорога, которая пройдет по наиболее короткому расстоянию между городом Читой и озером Арахлей. Увеличение доступности арахлейских сел будет иметь всесезонный эффект. Участок дороги от города до горы Палласа будет востребован читинцами в повседневном отдыхе на природе, а участок дороги от озера Арахлей до горы Палласа – в экскурсионных турах отдыхающих на озерах Арахлей и Шакшинское.

Новая дорога заметно повысит доступность наиболее популярных у читинцев озер Арахлей и Шакшинское, поэтому максимальную нагрузку на нее ожидаю в летний период, когда дорога Чита – Беклемишево явно не справляется с потоком желающих побывать на Ивано-Арахлейских озерах. Основное внимание к дороге ожидаю со стороны жителей Черновского и Железнодорожного районов  г. Чита, в частности, поселков КСК, ГРЭС, Кадала и т.д. Так, расстояние по дороге до озера Арахлей для жителей ГРЭС составит около 40 км против 73 км в настоящее время, а продолжительность неспешной поездки составит от 40 минут, что, на мой взгляд, вполне приемлемо для семейных выездов выходного дня.

Ориентировочный трафик. Принимая посещаемость Ивано-Арахлейских озер на уровне 500 тыс. в год, проектируемая дорога вероятно возьмет на себя не менее трети от нее. Более того, в связи с появлением новой дороги следует ожидать увеличение посещаемости Арахлейских озер, в частности, наиболее дальних озер Ундугун и Иргень. Риск снижения популярности озер и прогнозного трафика вероятно отсутствует, т.к. даже в кризисные 90-е годы читинцы массово ездили на озера в летний период. Отмечу, что посещаемость участка до горы Палласа будет заметно выше в связи с повседневным отдыхом читинцев за городом.

Расстояния для сравнения от центра г. Чита.

1)      До села Беклемишево (наиболее крупное село): 96 км в настоящее время, по проекту – 80 км (далее формат: 96 км/80 км).

2)      До села Арахлей: 85 км/55 км. Таким будет расстояние до оз. Арахлей для путешествующих поездом.

3)      До села Иргень: 115 км/97 км.

4)      До оз. Арахлей: 70 км/50 км (до песчаных пляжей).

5)      До оз. Шакшинское: 85 км/60 км (до песчаных пляжей).

2. В результате проекта появляется два основных кольцевых туристических маршрута.

2.1 Кольцевой туристический маршрут «Великие реки Мира» (© П.В. Матафонов, 2015 г.), насыщенный культурными достопримечательностями, познавательными и спортивными объектами. Этот маршрут охватывает все описанные здесь основные объекты проекта и является, преимущественно, ознакомительно-познавательным. Протяженность маршрута 143 км, предполагаемая продолжительность экскурсии на маршруте с обзорным посещением всех основных комплексов (по 20 минут на каждый) – 5 – 6 часов. Сокращенный туристический маршрут «Единство Великих рек Мира» (© П.В. Матафонов, 2015 г.) от Читы к горе Палласа на место стыка водосборных бассейнов рек Енисей, Лена и Амур,  преимущественно, романтического и свадебного назначения. Расстояние из центра г. Чита до горы Палласа составит около 41 км.

2.2 Кольцевой туристический маршрут «центр г. Чита – гора Палласа – оз. Арахлей – оз. Б. Ундугун – оз. Иргень – с. Сохондо – с. Колочный  - центр г. Чита». Его протяженность около 205 км.

3. Обустроенная под семейный отдых лесопарковая пригородная зона г. Чита, которая будет привлекательной для жителей Черновского и Железнодорожного районов.

О стоимости и окупаемости проекта

Настоящий проект следует рассматривать в качестве концептуального и предварительного наброска, не предполагающего расчет стоимости и окупаемости.

Сотрудничество с другими проектами

Возможности проекта можно расширить связями с другими проектами. Ниже приведены лишь некоторые примеры.

Территория проекта охватывает юго-восточное побережье озера Арахлей в связи с чем интерес представляет деятельность арахлейской базы Забайкальского государственного университета. Преподавателями университета опубликованы статьи и учебные пособия о природе Ивано-Арахлейских озер, в том числе об окрестностях базы. Также база используется в ежегодных лыжных соревнованиях.

Реализации проекта могут способствовать совместные проекты с Забайкальским государственным театром кукол на его базе «Тридевятое царство» на озере Арахлей.

Настоящий проект вероятно повлечет за собой появление проектов по развитию Кадалинской части города Читы. Создание лесопарковой зоны на водосборной территории реки Кадалинка будет способствовать проектам по восстановлению экосистемы озера Кенон.

В целом, сотрудничество должно быть ориентировано на то, чтобы сделать познавательные, романтические, свадебные или спортивные путешествия в окрестностях города Читы и озера Арахлей увлекательными и привлекательными. Если у туриста нет необходимости оставаться в Чите надолго, он может ограничиться турами на основе настоящего проекта. В случае намерения длительного пребывания в Забайкалье программу можно расширить турами в другие районы Забайкальского края – на хребет Кодар, курорт Дарасун, в город Нерчинск, Красночикойский район и т.д. Возможно и обратное, когда созданные на основе проекта туры дополнят туры по Забайкалью, чтобы сделать пребывание в г. Чита познавательным и увлекательным.

Принципы

Проект базируется на принципах бережного отношения к природе, сохранении природных свойств водосборных бассейнов, водотоков и водоемов - основы для их высокого рекреационного потенциала. Вряд ли будет возможным заинтересовать массового зарубежного туриста приехать в Читу, чтобы посмотреть на выжженные леса, поваленные деревья, пни, высохшие реки, замусоренные и хаотично застроенные озера и реки. В связи с этим нужно приложить сверхусилия, чтобы сохранить природу Яблонового хребта, а там где она нарушена – восстановить, но не бездумно, а согласованно в рамках комплексной программы, возможно под новый стиль территории.

Проект и традиции России

Проект нацелен на продвижение культурных, в частности семейных, традиций населения (русских, бурят, эвенков и др.) водосборных бассейнов рек Енисей, Лена и Амур.

Благодарности

Полагаю возможным выразить слова благодарности.

Выражаю свою искреннюю признательность Юрию Тимофеевичу Руденко, поддержавшего проект на различных его стадиях. Кроме того, благодарю его за возможность продвигать идею водораздельного положения Забайкалья и провести совместную с Забайкальской краевой универсальной научной библиотекой им. А.С. Пушкина экскурсию по Ивано-Арахлейским озерам в 2014 г.

Выражаю глубокую признательность научным работникам Института природных ресурсов, экологии и криологии СО РАН, а также членам Забайкальского отделения Русского географического общества, Гидробиологического общества при РАН, Российского минералогического общества, преподавателям Забайкальского государственного университета, краеведам, благодаря исследовательской деятельности которых и общению с которыми складывалось мое представление о богатом познавательном потенциале территории проекта.

Решение разработать проект появилось во многом, без преувеличения, в связи с  работой Совета по туризму при Общественной палате Забайкальского края, на открытых дискуссиях по различным проблемам развития туризма которого мне довелось присутствовать.

Решение представить проект широкой общественности было принято благодаря конструктивной поддержке  различных его стадий моими родными, а также Н.А. Атутовой, А.А. Гурулевым, семьей Истоминых, М.Ц. Итигиловой, П.С. Кобелевым, А.В. Константиновым, А.П. Куклиным, С.В. Лазаревской, Т.А. Мамонтовой, С.А. Паршаковым, Н.В. Помазковой, семьей Подкорытовых, Н.В. Солдатовой, Н.А. Ташлыковой, Р.А. Филенко, С.В. Цыренжаповым, К.О. Шлямовым. Благодарю всех  поддержавших меня людей.

Авторские права

Все права на проект принадлежат Петру Викторовичу Матафонову.

 Контакты с автором

This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

С проектом также можно ознакомиться на информационном портале Чита.ру. Здесь он в отредактированной и несколько сокращенной версии.

 {jcomments on}