{jcomments on}13 ноября

10 ноября состоялось первое после избрания нового состава Общественной палаты Забайкальского края заседание Совета по туризму при ОП. В повестке дня помимо докладов и обсуждений о достигнутых результатах и планах на будущее был вопрос о Ивано-Арахлейском автотуристическом кластере. Вопрос этот вызвал горячие дискуссии на уровне руководителя и замруководителя министерства международного сотрудничества, внешнеэкономических связей с эксзамминистром этого же министерства. Разные точки зрения дискуссии как горячие пирожки тут же разошлись по средствам массовой информации.

Так сложилось, что Забайкальский край находится на экономической и  инвестиционной периферии Российской Федерации, поэтому в отличие от других регионов вряд ли может особо похвастаться грандиозными или даже сколько-нибудь крупными стройками, делающими регион просто интереснее. Одной из проблем по этому направлению было отсутствие опыта вхождения в федеральные программы. Однако сложившееся представление об отсутствии у нас специалистов способных создать крупный инвестиционный проект, который был бы принят Правительством для финансирования, было нарушено эксзамминистром Минвэст Н.В. Соладтовой. С ее участием был создан проект Ивано-Арахлейского автотуристического кластера общей стоимостью порядка 5 млрд. руб., из которых средства регионального и федерального бюджета - 1,5 млрд., а остальное - средства частных инвесторов. По проекту на озере Арахлей предполагалось создание "Резиденции Деда Мороза", улучшение дороги до Арахлея и асфальтирование грунтовых дорог вокруг озера за счет бюджетных средств, создание гостиничного комплекса на Гужирных озерах, стоянок, кемпингов и т.д.

За один-два года с момента создания проекта экономическая ситуация с бюджетом в РФ и Забайкальского края существенно сдвинулась в неблагоприятную сторону, возможно ужесточились требования к расходуемым бюджетным средствам. Исполняя требования предъявляемые федеральными властями к реализации подобных проектов, новое руководство Минвэст оказалось обязано предоставить от частных инвесторов: 1) подтверждение их участия в проекте по суммам, которые они готовы вложить (уже вложили) в проект; 2) проектно-сметную документацию на планируемые (созданные) объекты. На Совете сложилось представление, что такая документация при прежнем руководстве минвэст не собиралась, поэтому регион подошел в кризисной ситуации, когда документы на выделение бюджетных денег нужно срочно, в течение трех дней, предоставить, а их еще нет. Если от инвесторов  за три дня еще есть хотя бы какие-то мизерные шансы получить подтверждения на порядка 2 млрд., то составить проектно-сметную документацию, на мой взгляд, - навряд ли.

Причины сложившегося кризиса видимо все-таки заключаются в отсутствии опыта реализации подобных проектов в Забайкальском крае. Нельзя сказать, что частные инвесторы не вкладываются - по проекту частными инвесторами (РЖД и владельцы баз) уже выполнены работы и затрачены собственные средства на сотни млн. рублей. В частности, силами РЖД построена двухэтажная база на озере Арахлей. На Совете звучала и информация, что Ивано-Арахлейский проект признан федеральными структурами одним из весьма немногих федеральных проектов, по которому реально ведется работа. Отсюда очевидно, что по части проекта требуемую документацию возможно предоставить. На этом строится один из возможных оптимистичных вариантов развития дальнейших событий, предложенных нынешним руководством Минвэст. По нему бюджетное финансирование за 2015 и 2016 гг. пойдет не в ранее запланированных объемах, а будет скорректировано (уменьшено) относительно реально затраченных частными инвесторами средств. В таком случае проект продолжит жить и, в будущем, когда частные инвесторы подтвердят в полном объеме взятые на себя ранее обязательства на 2017 - 2018 гг., возможно федеральное финансирование либо в полном, либо в скорректированном объеме.

Второй "оптимистичный" вариант развития событий - отказ региона от реализации данного проекта. Пессимистичный вариант предполагает наказание избранных еще только в сентябре региональных властей.

 Петр Матафонов