{jcomments on} 10 мая 2016 г

4 - 15 июня 2016 г. исполняется 281 год с тех дней, когда в 1735 году на Ивано-Арахлейских озерах и в Чите в составе Академического отряда Великой Северной экспедиции от Императорской Академии наук побывал Иоганн Георг Гмелин - немецкий естествоиспытатель на русской службе, врач, ботаник, этнограф, путешественник, исследователь Сибири и Урала, адъюнкт химии и натуральной истории Петербургской Академии наук, действительный член Петербургской Академии наук, натуралист, академик, почётный член Стокгольмской академии наук. По результатам исследований в Сибири, в 1747—1759 годах, были изданы 4 тома книги «Флора Сибири», где даны описания 1178 видов произрастающих в Сибири растений.

Спустя пять лет после возвращения из экспедиции Гмелин сбежал из России и с 1751 по 1755 годы в Гёттингене опубликовал свои экспедиционные дневники под названием «Путешествие по Сибири с 1741 по 1743 годы» в 4 томах. У российского правительства книга вызвала раздражение, т.к. в книге Гмелин опубликовал свои записи о закрытой Камчатской экспедиции и неодобрительно отзывался о деятельности российских властей в Сибири. Академия Наук приняла решение выступить с опровержением И. Г. Гмелина. Писать опровержение было поручено Г. Ф. Миллеру и М. В. Ломоносову - поручителям Гмелина, но они отказались. По цензурным соображениям книга не переводилась на русский язык [ В. А. Грищев. Исследователи Сибири Иоганн Георг Гмелин и Герард Фридрих Миллер // Краеведческие записки / Иркут. обл. краев. музей. — Иркутск: Изд-во Ин-та геогр. СО РАН, 2004. — Вып. 11.].

На немецком языке книга имеется в свободном доступе на сайте гетингенского центра оцифровки.

Заслуги Гмелина перед Россией несомненны - он одним из первых обосновал разделение Сибири на две естественно-исторические провинции: Западную и Восточную Сибирь, широко использовав для этого ботанические и зоологические коллекции экспедиции. Труды Гмелина стали классикой, его имя увековечено во многих видовых и родовых названиях растений и животных (лиственница Гмелина, полынь Гмелина, байкальская амфипода - Gmelinoides fasciatus? и многие другие), а также в Энциклопедии Забайкалья. Интерес заслуживает описание Гмелиным природы, культуры и особенностей ведения хозяйства на территории Ивано-Арахлейских озер почти 300 лет назад.  В этой связи привожу перевод из его книги "Reise durch Sibirien von dem Jahre 1733 bis 1743" Göttingen, Verlegts Abram Vandenhoecks seel., Wittwe, 1751—1752 (Том II).  До настоящего времени перевод на русский язык всей книги Гмелина "Путешествие по Сибири" вероятно отсутствует - мне удалось найти только отрывки из книги. В совокупности с библиографической редкостью отсутствие перевода сделали книгу недоступной для забайкальских краеведов несмотря на проявляемый к ней интерес. Перевод отрывка выполнен в одной из фирм по моему заказу, здесь он приводится без моей коррекции, т.е. "как есть". В конце даю скан двух страниц оригинала.

Несмотря на довольно резкие высказывания со стороны Гмелина, которые нужно отнести к скептицизму ученых-атеистов, в приведенном отрывке есть немало интересных сведений. Как и сейчас 300 лет назад влажные годы в Забайкалье сменялись чередой засушливых, и это определяло особенности  хозяйствования на территории. В списке видов птиц книги "Ивано-Арахлейский заказник - природно-ресурсный потенциал территории" (2002 год) отсутствует баклан - возможно его появление на озерах связано с периодическим изменением миграционного пути и происходит только засушливые годы.

 

страницы 19 - 24 книги

Озеро Шача 474 версты.

Называемое Кондинские Вершины. Конда впадает в примерно 200 верстах отсюда в Витим. Путь отсюда был каменистый и немного болотистый и проходил через несколько степей и, в большинстве случаев, через лиственничный бор. В конце концов, мы достигли Озеро Шача, вдоль берега которого мы проскакали верхом 6 верст, и, оставив их позади, вечером в 7 часов мы подошли к монастырскому двору, который находился на восточном берегу этого озера, там и переночевали. Этот двор относится к Успенскому монастырю, и состоит только лишь из одного жилого дома, одной часовни и одного молельного дома. Деревня, которая к нему относится, находится в полутораста верстах, и хотя она расположена на озере Арахлей, называется она Шачинская Деревня. Крестьяне и настоятели монастыря живут очень хорошо. Когда их спрашиваешь, как они живут, они отвечают, что у них есть Богородские коровы, Богородское молоко, Богородское масло, коровы, молоко, масло от Матери Божьей. Многим одарила их Матерь Божья. Здешние озера, озеро Шача (на берегу которого расположен монастырь) и озеро Арахлей, которые находятся рядом друг с другом, богаты к тому же окунями, лещами, щуками и т.д., так богаты, что нужно только выйти и можно быть уверенным, что достаточно поймаешь. Если на этих озерах недостаточно, то можно найти и другие, очень большие, неподалеку, одно, а именно Иргинское, которое мы оставили по правой стороне, и второе, а именно Изрань и Тасеево – по левой. Удивительно, что еще около 9 лет назад эти пять озер были связаны небольшими истоками; и так как в ту пору один из истоков Иргинского озера входил в Чилот, то можно было в этих краях из Селенгинста выходить в море. С тех пор из-за многих засушливых лет, которые также вызвали большую засуху в обеих странах, как исток в Чилот, так и все эти рукава, которые соединяли озера, иссохли. Так как года снова начинают становиться плодородными, есть надежда, что бывшая связь постепенно появится снова. Я ушел от зажиточных крестьян монастыря и добавляю еще это примечание, что они очень злоупотребляют милосердием Богоматери; затем земля очень хороша для земледелия; несмотря на это, ничего не возделывается, и люди вынуждены давать другую изощренную причину, что уже несколько засушливых лет зерно не уродится. По этой причине, они не хотят больше пробовать, потому что у них в Нерчинской области есть еще остатки из прошлых лет, когда урожай был очень хороший.

Они словно хотят обращаться с Богом так, как если бы они достаточно получали от Богоматери, которая так бы заботилась об их коровах, что они могли бы вдоволь жить от этого. На берегах озера Шача можно найти много хорошего и богатого железа, из-за чего более 20 лет назад сюда и отправился кузнец, чтобы плавить железо. Его предприятие шло успешно; но уже 12 лет, рассказывает он, как здесь опустело, и если он мог бы взяться, как захотел бы, то смог бы только и добывать железо. С этим человеком мы вели разные беседы, чтобы лишить его безумной мании, и требовали, чтобы он плавил в нашем присутствии, и обещали ему непременно достать железо. Но он извинялся, что у него нет угля, из-за чего мы, хоть и не приняли его всерьез, приказали к нашему возвращению подготовить уголь и всё необходимое для плавления. 20 лет назад, говорил он, у него было видение двух мучеников, которых Паштов, получив здешнюю местность по царскому указу, приказал забить кнутами до смерти. Эти два мученика были отец и сын; отец назвал себя Осип и явился с черными волосами и в синем сюртуке, по старой русской моде; сыну, которого звали Киприан, было 15 лет и он показался с белыми волосами и в буроватом сюртуке. Требование мучеников было построить им часовню на истоке Чилота из Иргинского озера. К счастью, у одного ишитинского мечтателя в это время было такое же явление, и когда это стало известно, заложили часовню. Насколько сильным было требование мучеников можно понять по тому, что в 1726 году, когда, по приказу Новогродского архиерея Феодофия, все часовни и эти, в том числе, были снесены, святые явились снова у кузнеца и мечтателя и пообещали, что, когда им построят молельный дом, засуха в стране прекратится. Некоторые этому поверили и начали ночью копать, чтобы найти святых; хотя они ничего не нашли, само место сильно пахло святыми, поэтому он и еще несколько дураков снова построили часовню без разрешения. При другом случае он рассказал нам о другом явлении, когда Богоматерь явилась как горящий огонь и сказала ему: Не ругай мать* и не кури табак.

*гадкое ругательство, которое употребительно в этих землях.

Он начал с ней говорить, его жена прервала его, и на этом Богоматерь тут же исчезла. Воображая видения, он так далеко зашел, что купил картину Казанской Богоматери, которую выдает за Богоматерь, явившуюся пред ним. Этого мужчину можно было бы назвать энтузиаст Даурии. Многие верят ему, но так как всё это выдумано и соврано, особенно главный пункт, что Паштов приказал выпороть этих двоих человек до смерти, является лишь клеветой, которую я на этом месте не хочу опровергать, чтобы не углубляться слишком далеко.

Так как мы здесь были заняты ремонтом наших сломавшихся повозок и тележек, наш отъезд затянулся до трех часов после обеда другого дня. Едва мы отъехали от монастырского двора, как увидели по обеим сторонам огромное количество лиственниц, большинство сухие, на каждой их которых было до десяти больших птичьих гнезд одно над другим. Птицы эти называются бакланами и являются видом водоплавающей вороны, о которой люди рассказывали нам чудеса, что свежее дерево высыхает от того, что баклан вьет на нем гнездо. На самом же деле, все эти деревья или высохли, или близки к этому. Однако необходимо еще исследовать, не привыкли ли бакланы строить гнезда только на сухих или на изящных зеленых деревьях; иначе, было бы чудом, что все деревья с гнездами бакланов высыхают. О бакланах также рассказывают, что осенью они улетают из этих мест и отправляются на озеро Байкал, где находятся всю зиму, а весной они возвращаются. Наше путешествие шло 8 верст через степь, пока мы не подъехали к горам, которые называются Яблоновый Хребет и через которые нам нужно было ехать. Путь через них был вовсе не крутым, но очень каменистым. Эти большие камни, которые часто лежат на пути, называются яблоки, отчего и горы получили свое название, а не от вида дерева, которое хоть и встречается в этих краях, но на более низких землях, русские жители называют его яблоней. Эти горы известны и по другим причинам. 1) Они дают начало разным рекам как Читой, Ингода и Чита; 2) отсюда происходит говор …

страницы 25 - 29 книги

Читинский острог

, которая распространена во всем Селенгинском районе. Когда там рассказывают о ком-то, кто находится в Мерчинске или Ургунске, то говорят: он за хребтом (по ту сторону гор). В этом виноват Яблоновый хребет, за которым расположены Мерчинск и Ургунск. В остальных случаях всю местность, которая находится за горами, называют Даурия. Горы кстати покрыты очень красивым леском, который значительно облегчает угрюмость пути. Нам нужно было ехать еще около 10 верст по степи за горой, пока мы не достигли в 10 часов вечера деревню Сертова, которая находится на ручье Домна, являющегося первой речкой, впадающей в Ингоду. Чтобы приехать в эту деревню, мы должны были свернуть на полторы версты налево от прямой дороги. Так как мы полагали, что приготовления, которые было необходимо сделать в Читинске для нашего дальнейшего путешествия, куда мы поэтому изначально и направились, не были причиной к спешке, мы остались в этой деревне до полудня следующего дня. Оттуда мы поехали через слегка гористую, но довольно хорошо заросшую степь, и прибыли в 4 часа вечера в Читинский острог или Плотбища. За девять верст до этого нам показался белый возвышенный берег, который расположен в двух верстах от дороги на левом берегу Ингоды и называется Белый Яр. Свой цвет он получил от белой глины, которая в этой местности часто используется серебряных дел мастерами для производства кирпича.

Читинский острог расположен на левом берегу ручья Чита, около версты над местом впадения в Ингоду. Острог настолько плох, что я не знаю, что о нем и сказать. В нем есть две церкви, одна на лето, и одна на зиму, и еще 8 жилых домов для служивых. Кроме этого, к острогу относятся 3 дома, которые расположены напротив острога по ту сторону Читы, на левом берегу Ингоды, примерно пол версты от острога. Название Плотбища это место носит потому, что там строятся плоты для их использования на реке Ингода до Мерчинска. Для всей нашей компании было готово 8 плотов, на которых нам предстояло плыть до Мерчинска. Каждый плот был один сажень в ширину и полтора сажня в длину. У нас не было особого желания отправляться в такое путешествие, во время которого мы не находились не под каким навесом. И хотя мы сами еще до дождя могли быть в безопасности в нашем спальном вагоне, ему была предоставлена наша утварь; а передвижение на транспортных средствах здесь не практикуется, также как и наличие лодки. Путешествие по земле, если следовать по прямой дороге, осуществить с помощью кареты и тележки невозможно, из-за большого количества камней и скал; ехать в обход мы не считали разумным из-за необходимости ускорить наше путешествие. Итак, мы сели седьмого вечером на плоты и погрузили нашу утварь, и 8-го числа на рассвете отчалили. На каждом плоту находились трое рабочих, а также у нас было двое проводников или лоцманов.

Мы спустились вниз по Ингоде и почувствовали уже в самом начале неудобность этого путешествия. Едва мы отплыли, как начался сильный дождь, который хоть и продлился час, но доставил нам много хлопот. После этого солнце светило настолько ярко, что весь день мы едва могли защититься от жары. Река была очень извилистой, и когда начало темнеть, мы были в шести верстах под Санным или Половинным мысом, и остановились там на ночлег. Мыс (предгорье) имеет свое первое название, потому что зимой по нему ездят на санях, другое, потому что расположен на пол пути от Кручинской деревни. Ночью мы должны были лежать спокойно, так как река была настолько мелкой, что, сколько бы предосторожности не предпринимать, нельзя было защититься от посадки на мель. Ночью было бы трудно снова сойти с мелководья. На следующий день по полудню мы отправились в Кручинскую деревню.