Рецензия на статью К.О. Шлямова "Так ли уж мы чтим память Тимура Жалсарайна", опубликованную в газете Вечорка 27 января 2021 г.
Похоже, есть очень глубокий смысл и символизм в том, что местом проведения ежегодного бардовского фестиваля "Великий Исток" его основателем Константином Олеговичем Шлямовым выбрано и на долгие годы стало озеро Болван. Именно так на географических картах называется озеро, на котором с 2000 года Константин Шлямов проводит фестиваль бардовской песни. С сегодняшнего дня, 30 января 2021 г., для меня Болван и Великий Исток - одно целое, неразделимое. Услышу о Великом Истоке - вспомню о Болване.
На мой взгляд, К. Шлямов решил, что раз Юрий Тимофеевич Руденко ушел от нас в прошлом году, то не сможет ответить ...... Он очень ошибается. В свое время Ю.Т. Руденко писал: "К сожалению, Константин Шлямов сумел перевести дискуссию о географическом названии горы, открытой Тимуром Жалсарайном, в русло околополитических скандалов".
Название для рецензии выбирал между "О Великом Истоке и Болване", "Я не виноват - меня Руденко сюда завел!", "Да воскреснет Бог!" и "Смысловые дебри..". Дело, на мой взгляд, архиважное, поэтому пришлось залезть в потоки грязи с Великого Истока и заняться его чисткой. Пришлось посмотреть ряд публикаций в печатных и интернет изданиях, пришлось добывать старые и малодоступные публикации, пришлось общаться с участниками событий, пришлось лезть в законы. Пришлось проверять почти каждое слово К. Шлямова, чтобы показать насколько оно соответствует действительности. Помогли подборки публикаций Ю.Т. Руденко, А.А. Шипицына, Р.А. Филенко. Настенную учебную карту помогали найти Р. Филенко, А. Новиков и учитель. С "Энциклопедиями Забайкалья", трудами П.С. Палласа и публикациями К. Шлямова помогла Краевая библиотека им. Пушкина. Некоторые уточнения о собрании Забайкальского отделения Географического общества в конце 1980-х годов по поводу названия горы внесли А.А. Шипицын и В.С. Рачинский. Ошеломительно грязная в фактологическом и этическом отношениях статья! При этом преподнесена на Крещение Господне. Да воскреснет Бог!
Рецензия состоит из трех частей: замечания к статье, подробные разъяснения, прочие размышления c заключением по рецензии.
Часть 1
Сразу дам некоторую статистику по статье. 2 раза К. Шлямов допускает в статье неточность, 30 раз вводит читателей в заблуждение, 4 раза искажает слова Т.У. Жалсарайна, не менее 1 одного раза повторяет огрехи Т.У. Жалсарайна и добавляет к ним свои, не менее 3 раз показывает незнание истории открытия, 3 раза искажает название памятника природы, 1 раз угрожает «подключением к этим вопросам людей, которые не могут смириться», 1 раз намекает на «административную и иные виды ответственности», 1 раз его совершенно «понесло», 1 раз «спекулирует» мнением Т.У. Жалсарайна, 1 раз приводит неуместную ссылку, 1 раз искажает название федерального закона, 1 раз манипулирует содержанием федерального закона, 1 раз устраивает «шоу» для доверчивой публики, 1 раз не приводит убедительных доказательств негодности нынешнего названия, 1 раз приводит результаты «мутного» опроса, 1 раз не указывает автора фотографии, 2 раза приводит несуразное и противоречивое определение Великого Истока, 1 раз неудачно использует чужие слова в качестве "доказательства", 1 раз называет других людей "массой", 1 раз "надевает на себя корону" и говорит за всех земляков.Не статья, а прямо какой-то "фестиваль" оболванивания.
Рекомендую читателям и последователям К.О. Шлямова внимательно проверять озвучиваемые им факты; внимательно проверять источники, на которые он ссылается; внимательно сверять то, что он говорит сейчас с тем, что он говорил ранее; вдумываться в его слова хотя бы с малой долей сомнения. О "Вечорке" и говорить не стоит.
ЗАМЕЧАНИЯ К СТАТЬЕ
Сперва цитата (курсивом), затем мое обсуждение цитаты
Аннотация
«Вышла его статья «Точка Великого водораздела»». На самом деле статья называлась «Точка великого водораздела». Именно со строчной, а не с заглавной буквы Т.У. Жалсарайн написал слово «великого». К. Шлямов искажает слова Т.У. Жалсарайна и допускает неточность.
Первая колонка
Первый абзац
- «Именно так – Точка Великого водораздела – назвал Тимур Ухинович то уникальное место на Главном водоразделе Земли (речь здесь идет уже о линии, прошу не путать с точкой) рядом с Читой, откуда воды расходятся в три великих реки мира, и которое мы называем по-разному – Гора Водораздельная, Гора Палласа, Великий Исток». «Именно так» подразумевает абсолютное соответствие, однако, слово «великого» у Т.У. Жалсарайна написано со строчной, а не с заглавной буквы. Для К. Шлямова – незначимая поправка, но в его утверждении «именно так», хотя на самом деле не «именно так», заключается суть скандала – искажение им фактов. К. Шлямов искажает слова Т.У. Жалсарайна и вводит читателей в заблуждение.
- Ни в первой, ни во второй статье Тимур Ухинович прямо не пишет о том, что назвал место именно «точкой великого водораздела». Из названия статьи это можно предполагать, но «именно так» он написал «вопреки известной математической истине, что точка не имеет величины, все же можно назвать это место великой водораздельной точкой». А еще он говорил об этом месте как об Амуро-Лено-Енисейском стыке. Т.е. у Т.У. Жалсарайна не менее трех «именно таких» названий места.
- В своих статьях Т.У. Жалсарайн ни разу не употребил термин «Главный водораздел Земли». Может сложиться представление, что Т.У. Жалсарайн говорил о Точке великого водораздела на Главном водоразделе Земли.
Второй абзац
- «То, что под Читой есть место, где сходятся бассейны трех великих рек, было заметно любому школьнику, раскрывавшему контурные карты. Помню, что и сам приметил эту особенность на уроке географии». Как эта фраза согласуется с последующим текстом статьи, в котором К. Шлямов неоднократно называет Т.У. Жалсарайна первооткрывателем? К. Шлямов хочет сказать здесь, что стык бассейнов трех великих рек под Читой все видели и без Т.У. Жалсарайна, что не было его открытия Т.У. Жалсарайном? Далее я рассмотрю этот момент особо.
- «Тимур Ухинович Жалсарайн отметил, что эти три реки – Лена, Енисей, Амур – входят в число двенадцати крупнейших рек мира..». К. Шлямов повторяет огрехи Т.У. Жалсарайна и добавляет свои. Т.У. Жалсарайн говорил о речных системах и стыках речных систем, хотя «в зависимости от настроения» (выражение использованное К. Шлямовым в отношении Ю.Т. Руденко), мог писать то о реках, то о речных системах, например, в «Тем более, что названные реки относятся к числу величайших, так как по протяженности и площади водосбора входят в число первых 15 крупнейших речных систем мира».
- Т.У. Жалсарайн говорил не о 12 крупнейших реках мира, а о 15 крупнейших речных системах мира. К. Шлямов искажает слова Т.У. Жалсарайна.
- «но, что еще более важно, он отметил, что эта точка находится на линии Главного водораздела Земли, и рассмотрел другие значимые точки на этой линии». Ни в одной из двух статей Т.У. Жалсарайн не отмечал, что данная точка находится на «Главном водоразделе Земли». Такого термина в его статьях нет, он использует термин «великий водораздел» и только один раз – в названии статьи. Может быть, К. Шлямову известны неизвестные другим публикации Т.У. Жалсарайна?
- Т.У. Жалсарайн не «рассматривал» другие точки на «этой линии». Он описал четыре точки, но только об Амуро-Лено-Енисейском стыке написал как о точке великого водораздела. Словосочетание «великий водораздел» он использует только один раз в первой статье. Во второй статье, где им рассмотрены четыре точки, он его даже не упоминает. К. Шлямов вводит читателей в заблуждение.
- «Он определил, что данная точка является самой значимой в системе водотоков нашей планеты». Нигде Т.У. Жалсарайн не пишет, что «данная точка является самой значимой в системе водотоков нашей планеты». «Именно так» Т.У. Жалсарайн называл эту точку «великой водораздельной точкой», но не выделяет ее как «самую», используя «одна из замечательных точек в мире» и «среди них есть в своем роде единственные. Одна из них находится в нашем Забайкалье». Отсутствие в статьях возвеличивания какой-либо точки над другими говорит о Т.У. Жалсарайне, как об очень скромном, мудром и дальновидном человеке. Ни четыре точки среди тридцати, ни нашу точку среди четырех Тимур Ухинович не выделяет как «самую». Слово «самой» добавлено К. Шлямовым самовольно в слова Т.У. Жалсарайна. К. Шлямов вводит читателей в заблуждение.
- Нигде Т.У. Жалсарайн не пишет «в системе водотоков». О какой системе водотоков Т.У. Жалсарайна пишет К. Шлямов? Что такое "система водотоков"? К. Шлямов вводит читателей в заблуждение.
Третий абзац
- ««Такие точки являются предметом гордости...»». У Т.У. Жалсарайна написано «такие знаки являются предметом гордости...». К. Шлямов искажает оригинальный текст Т.У. Жалсарайна.
- «который по своей скромности не предполагал, что его имя.... будет «почему-то» постоянно замалчиваться». К. Шлямов позволяет себе домысливать за Т.У. Жалсарайна, что он предполагал и не предполагал? Или К. Шлямову сам Т.У. Жалсарайн рассказывал о своих предположениях? У одного только Ю.Т. Руденко за период с 1999 по 2010 г. мне известно 15 (!) публикаций с упоминанием или обстоятельным описанием заслуг Т.У. Жалсарайна в «Устойчивое развитие и проблемы охраняемых территорий...» (1999), «ЗОВ» (1999 г.), "Забайкальской магистрали" (1999), "Переводчике" (2001), «СОС» (2003 г.), "Забайкалье: наука, культура, жизнь" (2003 г.), «Читинском обозрении» (2004 г.), "Реестре туристических ресурсов" (2004 г.), "Энциклопедии Забайкалья" (2004 г.), настенной карте "Особо-охраняемые и нуждающиеся в охране территории.." (2005 г.), "Чита. Город во времени" (2006 г.), «Забайкальском рабочем» (2007 г., 2010 г.), материалах «совещания географов Сибири и Дальнего Востока» (2007 г.), «Эффекте» (2008 г.). В этих публикациях Ю.Т. Руденко – первый автор. А еще он рассказывал о Тимуре Ухиновиче на экскурсиях, в радиопередачах, на занятиях со студентами. В 2010, 2013 и 2018 гг. агинчане провели конференцию «Тимур Ухинович Жалсарайн – педагог, новатор, исследователь». В 2020 г. Н.А. Атутова, дочь Т.У. Жалсарайна, опубликовала книгу «Непридуманная история одного открытия» о своем отце. К. Шлямов вводит читателей в заблуждение. Этот момент я рассмотрю особо.
Четвертый абзац
Здесь К. Шлямовым приводятся «доказательства» замалчивания имени Т.У. Жалсарайна в «Энциклопедии Забайкалья», в книге «7 чудес России», в описании памятника природы. «От себя отмечу, что также в описании памятника природы «Гора водораздельная, составленном Ю.Т. Руденко, ни разу не упоминается Тимур Жалсарайн, зато дважды ... упоминается Петр Паллас. Очень странная настойчивость, вызванная, видимо, желанием «на время» приглушить имя первооткрывателя Жалсарайна, чтобы не возникло «лишних вопросов» по поводу того, что точку хотят назвать Горой Палласа».
- Ю.Т. Руденко не давал описание памятника природы «Гора Водораздельная». Ни такого памятника природы, ни описания такого памятника природы у Ю.Т. Руденко нет. Согласно интернетной версии Энциклопедии Забайкалья им написана статья «Водораздельная гора, гора Палласа». К. Шлямов вводит читателей в заблуждение.
- В «Энциклопедии Забайкалья: Читинская область», в Т.2, A-З, 2004 г. на стр. 197 в статье «Водораздельная гора» есть упоминание о Т.У. Жалсарайне. Автор статьи – Ю.Т. Руденко. В «Малой энциклопедии Забайкалья», в томе «Природное наследие» (2009 г.) на стр. 115-116 в статье «Водораздельная гора» есть упоминание о Т.У. Жалсарайне. Автор статьи – О.В. Корсун. Упоминание Т.У. Жалсарайна есть в интернетной версии «Энциклопедии Забайкалья», в статье «Водораздельная гора, гора Палласа». В ней, например, Юрий Тимофеевич Руденко пишет: «Уникальность водораздельной точки впервые отметил сельский учитель географии Т. У. Жалсарайн». К. Шлямов должен знать об этом, т.к. ссылка на Энциклопедию Забайкалья, том 2, 2003 г. в связи с упоминанием в ней Т.У. Жалсарайна есть и в статье «В Забайкалье одно из семи чудес России» о голосовании за Великий Исток на конкурсе «7 чудес России», опубликованной в Вечорке 23 января 2008 г. К. Шлямов вводит читателей в заблуждение. И не важно, что он цитирует другого человека.
- Книгу «7 чудес России» (2009 г.) не удается найти. Такая книга на самом деле существует? Может быть, речь идет о книге «7 чудес России и еще 42 достопримечательности, которые нужно знать» (Эксмо, 2009 г.), посвященной всероссийскому проекту по поиску семи чудес России. В ней на странице 203 есть статья «Великий Исток», в которой говорится, что «о существовании уникальной точки в Читинской области догадался простой учитель географии из села Кусочи Могойтуйского района Тимур Жалсарайн». Если же имеется ввиду какая-то другая книга, тогда, может быть, дело не в Ю.Т. Руденко, а в редакции конкретного издания? Такое возможно. 15 публикаций Ю.Т. Руденко с упоминанием Т.У. Жалсарайна убедительно доказывают, что у Ю.Т. Руденко не было даже мысли «вымарать» имя Тимура Ухиновича из какой-либо книги - скорее наоборот. К. Шлямов вводит читателей в заблуждение. И не важно, что он цитирует другого человека.
- «В этих книгах нет ни одного слова о первооткрывателе этого уникального места – ... Тимуре Ухиновиче Жалсарайне». Ранее К. Шлямов говорил о том, что это место под Читой было заметно любому школьнику, раскрывавшему контурные карты. Так Т.У. Жалсарайн был первооткрывателем этого уникального места или это уникальное место открыли школьники на уроках географии еще до Т.У. Жалсарайна? Может быть, Т.У. Жалсарайн открыл не точку на карте, гору или уникальное место, а уникальность стыка, уникальность точки? Не об этом ли во втором абзаце пишет сам К. Шлямов? Если на горе "побывал" и гору открыл Т.У. Жалсарайн, тогда зачем потребовались последующие ее поиски на местности группой туристов-краеведов, причем с ведома самого Т.У. Жалсарайна? Не понятно. Выполнила инструментальную работу для определения местонахождения горы и нашла стык и гору на местности группа туристов. Т.е. туристы открыли уникальное место. Это в том случае, если предположить, что гора и стык вообще не были нанесены на карты. Для пояснения вклада туристов скажу, что другая группа могла бы найти точку-стык (=гору) где-нибудь в другом месте. Таким образом, можно говорить о вкладе как минимум всех указанных лиц. К. Шлямов либо не имеет полного представления об истории открытия «уникального места», либо умышленно умалчивает о вкладе туристов А.А. Шипицына, Ю.Т. Руденко, А.В. Константинова. На истории открытия горы я остановлюсь особо.
- Ложность обвинений К. Шлямовым в стремлении Ю.Т. Руденко «на время приглушить» имя Т.У. Жалсарайна очевидна на фоне обилия у него публикаций за период с 1999 – 2010 г. с упоминанием Т.У. Жалсарайна.
Вторая колонка
Первый абзац
- «В «Википедии» авторы также каким-то «волшебным образом» обошли стороной имя Тимура Ухиновича Жалсарайна». О какой статье в Википедии К. Шлямов пишет? В Википедии очень много статей, и в каждую из них невозможно вписать Т.У. Жалсарайна из опасения получить упрек от К. Шлямова. Остается только догадываться о какой статье К. Шлямов пишет. Может быть, речь идет о статье «Гора Палласа»? Но в этой статье есть упоминание о Т.У. Жалсарайне, хотя и с ошибкой в его отчестве. 25 марта 2019 г. я лично добавил гиперссылку в существующее упоминание о Т.У. Жалсарайне. Т.е. к моменту публикации данной статьи К. Шлямова упоминание о Т.У. Жалсарайне «висело» в статье «гора Палласа» не менее полутора лет! Как нужно было смотреть, чтобы его не увидеть? К. Шлямов вводит в заблуждение читателей, утверждая о желании авторов и корректоров статей в Википедии «волшебным образом» обойти упоминанием Т.У. Жалсарайна. К. Шлямов «волшебным образом» не заметил упоминание.
- «Видимо, никому из ученых это не надо, и придется подключаться к этим вопросам людям, которые не могут смириться с такими «научными взглядами». К. Шлямов может не давить на психику ученых – вряд ли ученые будут печалиться, если к «этим вопросам» придется подключаться «неученым». Более того ... ниже покажу, что действительность обстоит иначе. Чем выдумывать «мутные» обвинения, К. Шлямову нужно было взять и самому вписать имя Т.У. Жалсарайна в некую википедийную статью.
Второй абзац
- «Хотелось бы знать, почему на тему замалчивания имени Жалсарайна никто, кроме отдельных правдоискателей, не обеспокоен, почему молчит Русское географическое общество, его забайкальское отделение?» О каких правдоискателях К. Шлямов пишет? Что значит «почему молчит Русское географическое общество, его забайкальское отделение?» Это еще о Википедии или о чем-то другом? Загадками и тайнами понятными только ему и избранным. К. Шлямов требует ответы от президента ВОО "Русское географическое общество" и председателя Забайкальского регионального отделения ВОО "Русское географическое общество? Чтобы получить ответ от президента ВОО "РГО" на свой вопрос, нужно не в желтые газеты писать. Если К. Шлямов не знает, что усилиями членов ЗРО ВОО «Русское географическое общество» еще в марте 2019 г. в Википедии создана статья «Жалсарайн, Тимур Ухинович», то это только его недоработка. Нашлись «обеспокоенные правдоискатели», обеспокоенные тем, почему К. Шлямов при изобилии от него скандалов и самопиара на имени Т.У. до сих пор не создал о нем статью в Википедии. Пришлось ЗРО РГО «подключиться к этому вопросу». Статья о Т.У. Жалсарайне находится в общем доступе в Википедии почти два года. К. Шлямов вводит читателей в заблуждение, утверждая, что Забайкальское отделение РГО стремится умолчать о Т.У. Жалсарайне.
Третий абзац
- «статья «Водораздельная гора. Гора Палласа» помещена в «Энциклопедии Забайкалья»... была написана до переименования Водораздельной горы в гору Палласа». К. Шлямов пишет о переименовании Водораздельной горы в Гору Палласа. Обычно после таких слов ставят ссылку на документ. К. Шлямов ни на что не ссылается. Что такое «Водораздельная гора»? Гора «Водораздельная гора» или комплексный памятник природы «Водораздельная гора»? Или, как альманах «Полярная звезда», – журнал «Водораздельная гора»? К. Шлямов не приводит документов, подтверждающих факт существования горы с таким названием и переименования горы. В постановлении Правительства РФ №903 от 10 сентября 2012 г. за подписью Председателя Правительства Российской Федерации Д. Медведева сказано: «присвоить наименование «гора Палласа» безымянной горной вершине, расположенной на территории Забайкальского края ... и абсолютной высотой 1236 метров». К. Шлямов вводит читателей в заблуждение. Проблему «переименования горы» я рассмотрю особо.
Четвертый абзац
- «Вот так работает недобрая магия названия горы – вначале тот, в чью честь гору назвали, а уж потом тот, кто эту гору открыл. И при этом неважно, что Паллас ничего про эту гору не знал и, соответственно, на ней не бывал, поскольку она была открыта лишь два столетия спустя (!) ...». Во втором абзаце первой колонки К. Шлямов относительно верно рассматривает заслуги Т.У. Жалсарайна, ничего не упоминая об открытии им горы. Здесь он утверждает, что Т.У. Жалсарайн еще и "открыл гору". Как понимать это утверждение К. Шлямова? Аналогично открытию Америки и Антарктиды? Терра инкогнита - неизвестная земля! К. Шлямов имеет ввиду, что на месте горы (между Читой и Арахлеем на Яблоновом хребте) до "открытия" Т.У. Жалсарайна на топографических картах "красовалось" неисследованное "белое пятно"? И только благодаря открытию Т.У. Жалсарайна, первым побывавшего на горе, люди узнали, что на месте этого "белого пятна" находится гора с отметкой 1236 м, которую после ее открытия Жалсарайном нанесли на карты, а нехорошие краеведы назвали г. Палласа, а не именем ее первооткрывателя? К. Шлямов знает, хотя бы, что как и П. Паллас Т.У. Жалсарайн не бывал на этой горе, и, вероятнее всего, тоже ничего не знал о конкретно этой горе до тех пор, во всяком случае, пока ее не без труда отыскала группа туристрв: А.А. Шипицын, Ю.Т.Руденко и др. У К. Шлямова явно весьма скромные познания об истории «открытия горы». К. Шлямов вводит читателей в заблужение. Эту проблему я рассмотрю особо.
- «имя известного ученого (имеется ввиду П.С. Палласа – мое примеч.) поставлено с подачи Общины немцев Забайкалья». Гора названа горой Палласа «с подачи» одного из непосредственных "первооткрывателей" горы – А.А. Шипицына. Это название он предложил еще в 1986 г. (!) в статье «Капля в море», опубликованной в газете «Комсомолец Забайкалья». Со слов самого А.А. Шипицына ничего про Общину немцев Забайкалья он в то время не знал, немцы не влияли на его предложение. Он предлагал данное название по собственной инициативе. Уже в 1997 г. (!) название «гора Палласа» как одной из достопримечательностей появилось на настенной карте Читинской области и Агинского бурятского округа. К. Шлямов вводит читателей в заблуждение.
- « Немцы не стали комплексовать, что они отбирают имя у первооткрывателя как у человека и у бурят как коренного народа Забайкалья, зато теперь у них есть свой предмет гордости». Как я уже отметил, помимо Т.У. Жалсарайна к "первооткрывателям" горы следует отнести ряд забайкальских краеведов. К. Шлямова совсем «понесло».
- Община немцев сама, полагаю, даст ответ К. Шлямову.
- Буряты, полагаю, тоже сами дадут ответ К. Шлямову.
- К. Шлямов имеет весьма неполное представление об истории открытия и вкладе в него П.С. Палласа. Эту проблему я рассмотрю особо.
Третья колонка
Первый абзац
- «14 июля 1983 года, место было официально обозначено как памятник природы Гора Водораздельная на Яблоновом хребте, и Жалсарайн нигде не выражал своего несогласия с таким названием, очевидно, что это название его устраивало». Памятника природы с таким названием не существовало, Т.У. Жалсарайн не мог нигде выражать свое согласие или несогласие с таким названием чего-либо и, соответственно, с названием горы «Водораздельная». К. Шлямов вводит читателей в заблуждение.
- Утверждать можно только, что Т.У. Жалсарайн не был против названия памятника природы «Водораздельная гора на Яблоновом хребте». Рассуждения на тему был ли он (или был бы он) против или не против какого-либо названия горы – спекуляции со стороны К. Шлямова. Точно так же можно утверждать, что он не был против названия г. Палласа, т.к. предлагал назвать именем Палласа улицу в поселке Агинское (Агинская правда, 1981).
- «В принципе, название у этого уникального места уже было давно, например, эта мысль звучит и на сайте «Комсомольской правды»: «Долгое время она носила название «Водораздельная гора на Яблоновом хребте», и только в 2012 году получила имя ... Палласа». К. Шлямов осознает на какие источники и в каких случаях следует ссылаться? В данном случае нужно сослаться на документы. Газета «Комсомольская правда» не занимается регистрацией и учетом наименований географических объектов! Авторы Комсомольской правды имели право ошибиться и ошиблись, говоря о существовании горы «Водораздельная гора на Яблоновом хребте», а К.Шлямов воспользовался их ошибкой, чтобы доказывать свою «правоту». Памятник природы с таким названием был и есть, гора – нет. Если К. Шлямов говорит, что гора с таким названием существовала, тогда нужно сослаться на документ, в котором гора называется «Водораздельная гора на Яблоновом хребте» или «Гора Водораздельная на Яблоновом хребте». К. Шлямов использует неуместную ссылку на Комсомольскую правду и вводит читателей в заблуждение.
- «и согласно закону Российской Федерации «О географических названиях» имена выдающихся ..». Нет такого закона РФ. Федеральный закон с момента своего принятия в декабре 1997 г. называется «О наименованиях географических объектов». К. Шлямов искажает название федерального закона РФ. Может быть, с целью, чтобы никто не отыскал закон?
- Обращаю внимание, что К. Шлямов либо не дочитывает закон, либо умышленно манипулирует ссылками на закон, выхватывая из него лишь нужное ему содержание. В законе, принятом в декабре 1997 г., по-русски сказано о федеральном уровне экспертизы предлагаемых регионами наименований географических объектов и о Государственном каталоге географических названий. Было бы какое-либо название в этом каталоге на 2012 г. – Д. Медведев не стал бы подписывать Постановление со словами «безымянной горной вершине». Манипуляции К. Шлямовым содержанием статей федерального закона порождают ряд вопросов о его способности понимать русский язык. Дальше, по-видимому, следует ожидать от него шоу в Госдуме с попыткой убедить депутатов ссылками на «Вечорку», что название памятника природы и горы – одно и то же.
Второй абзац
- «Вот так явно нарушен закон, статья 11, п. 1 ... За это в законе предусмотрена административная и иные виды ответственности». Заявление о «явном» нарушении закона с указанием, какие статьи и их пункты были нарушены подразумевает необходимость поставить юридическую точку. Раз нарушение «явное», тогда для чего много лет «толочь воду в ступе» в совершенно немодерируемых средствах массовой информации, устраивая шоу с угрозами «административной и иной ответственности»? Статья требуется К. Шлямову для отчета об осуществляемой деятельности? К. Шлямов в очередной раз устроил шоу для доверчивой публики.
Третий абзац
- «... в данном случае к наследию было явно проявлено пренебрежение. В том числе (или в первую очередь) и к бурятскому народу, представителем которого является Тимур Ухинович Жалсарайн». Бурятский народ сам, полагаю, найдет что ответить К. Шлямову.
- Если учитывать его волю как первооткрывателя по поводу названия, то стоит помнить, что он называл это место Точка Великого водораздела...». Т.У. Жалсарайн был не единственным первооткрывателем «этого места». Если бы К. Шлямов желал знать историю открытия, тогда он нашел бы статью А. Шипицына «Капля в море» за 1986 г., и из нее узнал бы, что открыть «это место» было далеко не так просто, как школьнику К. Шлямову приметить это место на контурной карте. К. Шлямов вводит читателей в заблуждение.
- К. Шлямов снова пишет о том, что Жалсарайн назвал место «Точка Великого водораздела». К. Шлямов допускает неточность.
- «Время покажет, какой именно вариант (имеется ввиду название горы – примечание П.М.) будет утвержден, но то, что нынешний вариант не годится по большинству параметров – это очевидно». Каких параметров? По параметрам «я не хочу» и «мне не нравится»? Действительно ли рассмотрены все веские «параметры»?Точки зрения на пригодность названия и на выбор «параметров» для определения пригодности названия могут быть разными.То что не годится К. Шлямову еще не означает, что не годится большинству других людей. Я, например, считаю название удачным и перспективным. К. Шлямов не приводит веских обоснований негодности нынешнего варианта названия горы по большинству параметров.
Четвертый абзац
- «Такую же ... ошибку сделали первые девять из десяти участников опроса в соцсети, назвав Палласа открывателем места, видимо, именно такого результата хотели те, кто переименовал Гору Водораздельную в гору Палласа!» Необходимо было подробнее описать методику проведения опроса, т.к. от нее зависит результат исследования. Как поставлен вопрос, какая социальная группа и т.д.? Мнение насчет того кто открыл гору я уже высказал. Можно ли упрекнуть кого-то в том, что люди ошибаются с первооткрывателем горы? К. Шлямов, например, еще в 2007 г. на конкурс «7 чудес России» писал, что Т.У. Жалсарайн является первооткрывателем Великого Истока, хотя Т.У. Жалсарайн не открывал «Великий Исток».
- Собственно о самом "первооткрывателе горы". Какой ответ в опросе К. Шлямов принял в качестве верного? Исходя из указанного в статье неверного ответа и содержания статьи, можно предположить, что верный ответ должен был звучать "Т.У. Жалсарайн - открыватель места". Но Т.У. Жалсарайн не "открывал место", не бывал на горе, не открывал гору и не заполнял своим открытием "белое пятно" на топографических картах того времени - об этом я уже говорил. К. Шлямов провел "мутный" опрос, в который не были заложены верные ответы. Своим опросом К. Шлямов вводил в заблуждение респондентов относительно истории открытия горы.
- «... само решение (имеется ввиду о переименовании – мое примечание) принималось Забайкальским отделением РГО без обсуждения альтернативных вариантов, а они были... Сложно назвать подготовленную таким образом дискуссию научной!» О какой дискуссии К. Шлямов говорит? Название было предложено не позднее 1986 г., не позднее 1999 г. о нем пишут как об утвержденном Отделением. В 1997 г. оно использовано на настенной физико-краеведческой учебной карте Читинской области и Агинского бурятского автономного округа. Со слов А.А. Шипицына название г. Палласа было утверждено Отделением в конце 80-х годов. К. Шлямов присутствовал и предлагал альтернативные названия для горы на заседании Забайкальского отделения Географического общества во второй половине 1980-х годов? Где он был в это время? Если географы проигнорировали его позже, то понять их нетрудно, т.к. даже беглое ознакомление с данной статьей показывает активное использование К. Шлямовым богатого арсенала антинаучных приемов убеждения своих собеседников. Рассматриваемая его статья ошеломительно грязная в фактологическом и этическом отношениях. Возможно ли вести научную дискуссию с такого рода оппонентом? Возможно, но только после осознания и признания им своих ошибок, публичных персональных извинений и коренного изменения стиля общения. К. Шлямов вводит читателей в заблуждение. Этот момент рассмотрю особо.
Четвертая колонка
Первый абзац
- «Иногда в интернете встречается и такая версия, что гора названа в честь ... Палласа, а потом «была заново открыта» Жалсарайном». Снова ссылка «на интернет». Нередко в интернете пишет кто угодно и что угодно. В интернете пишут, что Жалсарайн открыл Великий Исток, что пик «Транссиба» возвышается более чем на 9 тысяч километров над уровнем моря, что Поклонный крест поставлен на «Великом Истоке», что исток трех великих сибирских рек в Забайкалье и прочие заблуждения, на которые, если нет возможности поправить, не всегда следует даже обращать внимание.
- Кратко о роли Т.У. Жалсарайна в открытии горы я писал выше. На истории открытия я остановлюсь особо.
Второй абзац
- «Нет такой особо охраняемой территории, есть особо охраняемая территория «Памятник регионального значения «Гора Водораздельная»», переименования памятника природы не происходило». Памятника природы «Гора Водораздельная» нет. Обращаю внимание, что К. Шлямов в одной только этой статье на разный лад «в зависимости от настроения», вероятнее – чтобы создать иллюзию будто у горы было название «Водораздельная», искажает название памятника природы «Водораздельная гора на Яблоновом хребте», утверждая при этом, что «переименования памятника природы не происходило». К. Шлямов настойчиво навязывает искаженное им на «Гора Водораздельная» название памятника природы и вводит читателей в заблуждение.
Фото Т.У. Жалсарайна.
Фотография «Тимур Ухинович Жалсарайн». Фотография сделана самим К. Шлямовым? У фотографий, как и у открытий, есть автор. К. Шлямов не указывает автора фотографии или ее источник.
Третий абзац
- «Замечу, что Великим Истоком мы называем не гору, а комплекс, включающий в себя три малых истока в три великих реки мира». Весьма несуразное и противоречивое, на мой взгляд, определение. Что хотел сказать К. Шлямов в этом «определении»? Истоки великих рек мира на Великом Истоке? Как понимать "малых истока"? Существуют очень малые, малые, большие и очень большие истоки? Почему для Великого Истока отобраны только малые истоки, а большие истоки и очень малые истоки - нет? Что за «комплекс» и чей он? В какие великие реки? Великий Исток – комплекс трех малых истоков в Кадалинку, Домну и Грязнуху? Каким образом данное определение Великого Истока согласуется с определением Великого Истока как Точки Великого водораздела и «уникального места на Главном водоразделе Земли», представленным в первом абзаце статьи? Три малых истока образуют точку на Великом водоразделе? Возможно ли такое? Под истоком в географии обычно понимают место, с которого появляется постоянное течение в русле, под водоразделом – условную топографическую линию на земной поверхности, разделяющую водосборные бассейны. Возможно ли русло с постоянным течением в точке на линии, выше которой отсутствуют водосборные бассейны? Учитывая все определения Великого Истока, представленные в данной статье, Великий Исток на местности должен быть расходящимися из одной точки руслами трех малых истоков в три великих реки мира. Очевидно, эта точка должна находиться где-то на водораздельной линии на вершине горы Палласа. И великие реки должны быть где-то поблизости. Ничего подобного мне не доводилось видеть, даже выработанных русел постоянных водотоков. Мне непонятно откуда поступает вода в Великий Исток, каким образом появляется постоянное течение в точке, находящейся на вершине водосборных бассейнов? Если Великий Исток существует в реальности, тогда он – одно из семи чудес России! Возможно, самое первое. Место, указанное на фото в статье как "Точка Великого водораздела" никак не подходит на роль Великого Истока. В целях разрешения имеющихся вопросов интересно было бы увидеть Великий Исток на местности в полном его соответствии определениям, данными ему К. Шлямовым. Этот момент я рассмотрю особо. Похоже, за 20 лет раздумий К. Шлямов так и не нашел удачного определения Великого Истока, либо он вообще не задумывался над этой проблемой.
Четвертый абзац
- Повтор замечания к абзац 4, колонка 1. Книгу «7 чудес России» (2009 г.) не удается найти. Такая книга на самом деле существует? Может быть, речь идет о книге «7 чудес России и еще 42 достопримечательности, которые нужно знать» (Эксмо, 2009 г.), посвященной всероссийскому проекту по поиску семи чудес России. В ней на странице 203 есть статья «Великий Исток», в которой говорится, что «о существовании уникальной точки в Читинской области догадался простой учитель географии из села Кусочи Могойтуйского района Тимур Жалсарайн». Если же имеется ввиду какая-то другая книга, тогда, может быть, дело не в Ю.Т. Руденко, а в редакции конкретного издания? Такое возможно. 15 публикаций Ю.Т. Руденко с упоминанием Т.У. Жалсарайна убедительно доказывают, что у Ю.Т. Руденко не было даже мысли «вымарать» имя Тимура Ухиновича из какой-либо книги. Кроме того, К. Шлямов домыслил, по-видимому, за Ш-Н. Дашидондокова, что Ю.Т. Руденко и краеведы под его руководством корректировали статью. В статье об этой роли Ю.Т. Руденко ничего не сказано. К. Шлямов вводит читателей в заблуждение.
Пятый абзац.
- К. Шлямов ссылается на слова «одного человека», выразившего, по его мнению «совершенно откровенное презрение к нашему земляку, к человеку сделавшему удивительное открытие: «Ну потому, что имя горы должно быть соизмеримо с ее значимостью. А именем Жалсарайна предлагается назвать соседнюю какую-нибудь горку». То есть для Жалсарайна достаточно «какую-нибудь горку»». Один человек не может характеризовать всех людей, которые «внимательно слушали ученых». Ученых, учителей нередко слушает большое число учеников, среди которых встречаются и «непутевые». Процент «непутевых» невелик, но вероятность одному «непутевому» найти подходящее ему мнение другого «непутевого» возрастает с ростом числа учеников у учителя. К. Шлямов привел неудачное доказательство. Этот случай я прокомментирую особо.
Пятая колонка
Первый абзац
- «К сожалению, Наталья Антоновна Атутова, дочь Тимура Ухиновича Жалсарайна, ... некоторым образом была привлечена к переименованию Горы Водораздельной в Гору Палласа ... но те, кто хотел ... затмить имя Жалсарайна – Ю.Т. Руденко, А.В. Константинов – стали писать совместные статьи..Наталья Антоновна ... распоряжаться его открытием, участвовать в переименовании Водораздельной горы ... она права не имела, это прямое нарушение его воли...» Дочь Т.У. Жалсарайна, Наталья Антоновна Атутова, сама прокомментирует, если посчитает нужным.
- Насчет желания Ю.Т. Руденко затмить имя Т.У. Жалсарайна высказался выше. 15 известных мне публикаций Ю.Т. Руденко за период с 1999 по 2010 гг. опровергают это утверждение. К. Шлямов вводит читателей в заблуждение.
- Горы Водораздельной и ее переименования не было. Я не нахожу в статье ни одного достоверного свидетельства существования ранее горы с таким названием и факта ее переименования в гору Палласа. К. Шлямов вводит читателей в заблуждение.
Второй абзац
- «Мне самому очень досадно, что в истории с запутыванием людей по поводу названия объекта и того, кто же его открыл, вовлечены люди, заслуживающие уважения, но это издевательство над памятью Тимура Жалсарайна, над здравым смыслом, над научной этикой, над законами в конце концов пора заканчивать». Читатели поняли, полагаю, кто запутывает людей и кто издевается над здравым смыслом и памятью Тимура Жалсарайна.
- «В любом случае общественность должна ... в массе своей понимать и помнить..» Вряд ли корректно и уважительно использовать «в массе своей» по отношению к общественности, читателям, своим последователям. К. Шлямов – мессия или «просто царь» – руководитель/координатор огромных российских и мировых пространств со всей их неразумной общественной «массой», которую он просвещает? Прав был, по-видимому, А. Мясников, высказавший в своем ответе на статью К. Шлямова «Как корабль назовешь...» подозрение о попытке создания К. Шлямовым религиозного учения или секты. После прочтения этой статьи я бы еще уточнил - откровенно деструктивной. Себя я не отношу к некой обозначенной К. Шлямовым общественной «массе», хотя и стараюсь не забывать о заслугах Т.У. Жалсарайна. К. Шлямов ставит себя выше «общественной массы»?
- «Спасибо Тимур Ухинович! От всех земляков огромное спасибо!» Т.У. Жалсарайну большое спасибо, конечно же, но не много ли на себя К. Шлямов берет говорить от имени всех земляков? В таких случаях обычно говорят: «корона не жмет?» На мой взгляд, ни корона координатора Содружества музея Великого Истока, ни корона Руководителя Музея Великого Мирового водораздела и Великого Истока не дают права К. Шлямову говорить за «всех земляков». За меня, в частности, т.к. не считаю себя экспонатом его Музея и не наделял К. Шлямова правом озвучивать мое мнение. Ну, раз произошло, тогда получается, что в завершение своей «разгромной» статьи К. Шлямов озвучил благодарность Т.У. Жалсарайну от меня, от А.В. Константинова и прочих «ученых мужей», и от всех членов Забайкальского регионального отделения Русского географического общества, и от Общины немцев Забайкалья, и от бурят Забайкалья и, по-видимому, вообще от всех, кому «досталось» от него в этой и других его статьях. Позитивное завершение статьи, достойный ответ К. Шлямов дает самому себе в конце статьи на вопрос, поставленный им в название статьи. К. Шлямов наделил сам себя правом говорить за всех земляков?
Авторская подпись
«Константин Шлямов, координатор Содружества музея Великого Истока» В прежней статье стоит подпись «Руководитель Музея Великого Мирового водораздела и Великого Истока», а в этой только «координатор Содружества музея Великого Истока». Что произошло с Музеем Великого Мирового водораздела и должностью «руководитель»?
25 февраля 2021 г.
Пётр Матафонов
(Забайкальское региональное отделение ВОО "Русское географическое общество",
Забайкальское отделение Гидробиологического общества при РАН)