События из жизни Ивано-Арахлейских озер и их окружения

 

участники восхождения на гору Палласа, 21 марта 2021 года

Рецензия состоит из трех частей. В третьей части даю заключение по рецензии. В дополнение к первой части рецензии на статью К. Шлямова "Так ли уж мы чтим память Тимура Жалсарайна" (желтая газета, 27 января 2021 г.) в этой части с привлечением публикаций разных авторов даю подробные разъяснения по отдельным замечаниям к статье.  В конце привожу словарь терминов и хронологию некоторых событий.

Рекомендую читателям и последователям К.О. Шлямова внимательно проверять озвучиваемые им факты; внимательно проверять источники, на которые он ссылается; внимательно сверять то, что он говорит сейчас с тем, что он говорил ранее; вдумываться в его слова хотя бы с малой долей сомнения. О "Вечорке" и говорить не стоит.

Часть 2

Об открытии Т.У. Жалсарайна и последующих событиях

Открывал ли Т.У. Жалсарайн  стык, место стыка и гору?

Гора, стык водосборных бассейнов и местоположение стыка были известны еще до 1977 г. Истоки этих открытий находятся где-то во временах П.С. Палласа о чем я расскажу далее. Ближе к нашему времени о «безымянной пологой едва видимой на карте вершинки вблизи г. Хороходала» говорится в статье Ф.П. Кренделева «Исток трех великих рек» (1983 г.) . Таким образом, рассматриваемая местность не была "белым пятном" на топографических картах уже в 1983 г. Более того, водораздел между Тихим и Северным Ледовитым океаном, а также водоразделы водосборных бассейнов рек Амур и Лена и озера Байкал были изображены в Атласе Забайкалья еще в 1967 г. на карте «Густота речной сети». Географическое положение стыка водоразделов бассейнов Амура, Лены и Байкала с учетом мелкого масштаба этой карты соответствует географическому положению г. Палласа. Очевидно, что стык водоразделов изображен в этом месте не случайно - "просто совпало", а на основе каких-то, вероятно рутинных, полевых топографических исследований (либо аэрофотосъемки) и камерального анализа фактических данных. Автором карты является И.С. Столярчук, редактор карты – И.А. Зильберштейн. Если же у кого-то имеется желание выяснить реального первооткрывателя горы и стыка, ему  придется, как минимум, углубиться в историю создания карты в "Атласе Забайкалья".  Местоположение стыка в "Атласе" свидетельствует о хорошей изученности рассматриваемой местности уже в 1967 г. - это и неудивительно, т.к. местность находится вблизи от областного центра и транспортных узлов, над ней пролегают важные авиалинии и т.д. Следует обратить внимание и на тот факт, что сам К. Шлямов на уроках географии приметил схождение бассейнов трех великих рек (К. Шлямов Так ли уж мы чтим..). К. Шлямов родился в 1965 г., поэтому даже из его статьи следует, что "эта особенность" была на контурных картах уже в 1980 году. Таким образом, существует немало свидетельств того факта, что на контурных картах "особенность" появилась задолго до статьи Т.У. Жалсарайна 1977 года. В общем, "белого пятна" на картах в 1977 г. не было - открывать стык, гору и место стыка не требовалось. У меня сложилось впечатление, что на момент "открытия горы" у горы была известна даже абсолютная высота над уровнем моря - 1236 м. Используя карты, Т.У. Жалсарайн понял уникальность стыка – его публикации как раз об этом, из  них  никоим образом не следует, что Т.У. Жалсарайн открыл стык, его географическое положение и конкретную гору. А иначе зачем нужны были многочисленные непростые поисковые экспедиции туристов-краеведов, об одной из которых рассказывает А.А. Шипицын в статье "Капля в море"? И сам Т.У. Жалсарайн в мае 1983 г. в письме Ю.Т, Руденко (Атутова, 2020, с 48) интересуется тем "точно ли установлена точка" и предполагает, что "сделать это не так просто". Ю.Т. Руденко, на мой взгляд, придерживался (Забайкальскому краю - свой бренд, 2008 г.) именно такого взгляда на вклад Т.У. Жалсарайна, хотя, бывало, и писал о Т.У. Жалсарайне как еще и об открывателе горы. Напомню, кстати, что публикация статья Т.У. Жалсарайна "Точка великого водораздела" (1977 г.) стала возможной благодаря ее поддержке Ю.Т. Руденко.

Появление комплексного памятника природы «Водораздельная гора на Яблоновом хребте»

Рецензия на статью К.О. Шлямова "Так ли уж мы чтим память Тимура Жалсарайна", опубликованную в газете Вечорка 27 января 2021 г.

Похоже, есть очень глубокий смысл и символизм в том, что местом проведения ежегодного бардовского фестиваля "Великий Исток" его основателем Константином Олеговичем Шлямовым выбрано и на долгие годы стало озеро Болван. Именно так на географических картах называется озеро, на котором с 2000 года Константин Шлямов проводит фестиваль бардовской песни. С сегодняшнего дня, 30 января 2021 г., для меня Болван и Великий Исток - одно целое, неразделимое. Услышу о Великом Истоке - вспомню о Болване.

На мой взгляд, К. Шлямов решил, что раз Юрий Тимофеевич Руденко ушел от нас в прошлом году, то не сможет ответить ...... Он очень ошибается. В свое время Ю.Т. Руденко писал: "К сожалению, Константин Шлямов сумел перевести дискуссию о географическом названии горы, открытой Тимуром Жалсарайном, в русло околополитических скандалов".

Название для рецензии выбирал между "О Великом Истоке и Болване",  "Я не виноват - меня Руденко сюда завел!", "Да воскреснет Бог!" и "Смысловые дебри..". Дело, на мой взгляд, архиважное, поэтому пришлось залезть в потоки грязи с Великого Истока и заняться его чисткой. Пришлось посмотреть ряд публикаций в печатных и интернет изданиях, пришлось добывать старые и малодоступные публикации, пришлось общаться с участниками событий, пришлось лезть в законы. Пришлось проверять почти каждое слово К. Шлямова, чтобы показать насколько оно соответствует действительности. Помогли подборки публикаций Ю.Т. Руденко, А.А. Шипицына, Р.А. Филенко. Настенную учебную карту помогали найти Р. Филенко, А. Новиков и учитель. С "Энциклопедиями Забайкалья", трудами П.С. Палласа и публикациями К. Шлямова помогла Краевая библиотека им. Пушкина. Некоторые уточнения о собрании Забайкальского отделения Географического общества в конце 1980-х годов по поводу названия горы внесли А.А. Шипицын и В.С. Рачинский. Ошеломительно грязная в фактологическом и этическом отношениях статья! При этом преподнесена на Крещение Господне. Да воскреснет Бог!

Рецензия состоит из трех частей: замечания к статье, подробные разъяснения, прочие размышления c заключением по рецензии.

 Часть 1

Сразу дам некоторую статистику по статье. 2 раза К. Шлямов допускает в статье неточность, 30 раз вводит читателей в заблуждение, 4 раза искажает слова Т.У. Жалсарайна, не менее 1 одного раза повторяет огрехи Т.У. Жалсарайна и добавляет к ним свои, не менее 3 раз показывает незнание истории открытия, 3 раза  искажает название памятника природы, 1 раз угрожает «подключением к этим вопросам людей, которые не могут смириться», 1 раз намекает на «административную и иные виды ответственности», 1 раз его совершенно «понесло», 1 раз «спекулирует» мнением Т.У. Жалсарайна, 1 раз приводит неуместную ссылку, 1 раз искажает название федерального закона, 1 раз манипулирует содержанием федерального закона, 1 раз устраивает «шоу» для доверчивой публики, 1 раз не приводит убедительных доказательств негодности нынешнего названия, 1 раз приводит результаты «мутного» опроса, 1 раз не указывает автора фотографии, 2 раза приводит несуразное и противоречивое определение Великого Истока, 1 раз неудачно использует чужие слова в качестве "доказательства", 1 раз называет других людей "массой", 1 раз "надевает на себя корону" и говорит за всех земляков.Не статья, а прямо какой-то "фестиваль" оболванивания.

Рекомендую читателям и последователям К.О. Шлямова внимательно проверять озвучиваемые им факты; внимательно проверять источники, на которые он ссылается; внимательно сверять то, что он говорит сейчас с тем, что он говорил ранее; вдумываться в его слова хотя бы с малой долей сомнения. О "Вечорке" и говорить не стоит.

 

ЗАМЕЧАНИЯ К СТАТЬЕ

 Сперва цитата (курсивом), затем мое обсуждение цитаты

Интересно раскрываются в процессе скандала способы обмана, используемые К. Шлямовым, и его личностные качества. В январской статье в желтой газете он безошибочно указывает в своих обвинениях Ю.Т. Руденко и А.В. Константинова. В течение месяца, очевидно после знакомства с реакцией на его статью, до него дошло, по-видимому, на какие статьи выводит его статья. И, вот, в тексте своего комментария в соцсети под сообщением о предстоящем восхождении на гору Палласа 17 марта он приводит странные фамилии Руленко и Консиантинова. Мол, некий Руленко и Консиантинов что-то говорили насчет Тимура Жалсарайна! Неужели у него кнопки западали, когда хотел в очередной раз написать гадость о Ю.Т. Руденко и А.В. Константинове? Как так получилось тогда, что кнопки не западали в остальном тексте? Без обмана и искажений не интересно? Или решил воспользоваться искажением фамилий, т.к. понял, что  "в законе за это предусмотрена административная и иные виды ответственности" - цитата из его статьи. В чем проблема настаивать на своей правоте, когда обладаешь фактами стремления Ю.Т. Руденко вымарать фамилию Жалсарайна и затмить его имя? Может быть факт существования у Ю.Т. Руденко 14 публикаций с упоминанием Т.У. Жалсарайна заставил К. Шлямова призадуматься, наконец-то, над своими гнусными словами и их подследствием? Так, смотришь, Шлямов и вовсе откажется от своих слов, безосновательно порочащими честь и достоинство других людей, и будет твердить "я - не я, и лошадь не моя", "писал я вовсе не о Ю.Т. Руденко и А.В. Константинове, а о Руленко и Консиантинове". Похоже, такой он человек.

Приглашаем принять участие в массовом восхождении на водораздельную гору на Яблоновом хребте – Гору Палласа, посвященном Всемирному дню воды и 280-летию со дня рождения П.С. Палласа. Ведется предварительная запись участников. По всем вопросам обращайтесь к координатору мероприятия Роману Филенко.
Сбор участников восхождения 21 марта (воскресенье) в 10 часов утра у памятника А. Невскому. Далее на автобусах, вахтовках и личном транспорте двигаемся в село Тассей. Там собирается колонна проходимых авто, которая подвозит участников к подножью горы. Оттуда начинается само восхождение на Гору Палласа. На вершине будет проводится торжественный митинг, флешмоб, награждение участников и чаепитие. С собой непромокаемая обувь, непродуваемая одежда по погоде и сезону и перекус на обед. Оргвзнос 200 р.